Почему на Тайване высокий уровень смертельных ДТП?
Количество смертельных ДТП на дорогах Тайваня стабильно снижается с 2006 года. Но представители транспортного ведомства и эксперты считают, что для устойчивого прогресса в этом вопросе потребуется проведение дополнительных мер.
Ужесточение правоприменительной практики стало наиболее перспективным направлением для разрешения случаев пьяного вождения. Однако, правительство Тайваня сейчас делает акцент на образовании, в частности, на образовании детей, не достигших водительского возраста.
В общей сложности 2’877 человек (включая водителей, пассажиров и пешеходов) погибло на дорогах Тайваня в 2016 году. Цифра, конечно, меньше, чем в том же 2006 (4’411 случаев), 2008 (3’459) или 2012 (3’268), но коэффициент смертельных ДТП, равный 12,2 на 100 тыс. человек, всё же значительно высок по сравнению с развитыми странами мира.
Ключом к достижению существенных изменений в нынешней ситуации чиновники и эксперты считают образование, и дети здесь выступают в роли первостепенной цели. Важно внести уроки по безопасности на дорогах в расписание начальных школ. Кроме того, родители также должны быть перевоспитаны, поскольку одной из крупных проблем является то, что «они предпочитают оберегать своих детей, а не учить обеспечивать свою безопасность самостоятельно». Проблема вновь обрела свою значимость в ноябре 2017 года, когда школьник 4 класса одной из таоюаньских школ, переходя улицу, попал под грузовик.
Самыми расхожими причинами смертельных ДТП на тайваньских дорогах в 2016 году стали невнимательность и пренебрежение знаками и сигналами — это, своего рода, показатели отсутствия знаний в области безопасности, а также нехватки водительской этики. Довольно частыми являются аварии когда водители на перекрестке с обеих сторон сталкиваются двигаясь оба на красный свет.
Также остаётся проблемой то, что большинство тайваньских водителей думают на дороге исключительно о себе. А паркуются где хотят и как хотят просто потому, что им так удобно. При этом не думая, что по тротуару может идти мать с коляской или же могут везти инвалида на кресле. При этом им придётся выходить на проезжую часть, подвергая себя большой опасности.
Бывшая уполномоченная Управления транспортным сообщением Тайбэя г-жа Чжун Хуэйюй отмечает важность повышения требований к получению водительских удостоверений, особенно владельцами мотоциклов и скутеров — категорией лиц, с участием которых происходит большинство смертельных ДТП.
Г-жа Чжун считает, что получить права на мотоцикл на Тайване слишком легко. Нехватка же водительского опыта и знаний в дорожных условиях, особенно когда скутеры и мотоциклы делят одну полосу движения с другими транспортными средствами, может стоить многим молодым людям жизни.
Так, из 2’229 водителей и пассажиров, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2016 году, 1’804 (81%) — это те, кто находился именно на скутерах. В долгосрочной перспективе, Министерство транспорта планирует создать симуляторы с применением технологий виртуальной реальности. При этом, учитывая с какими вопиющими нарушениями передвигаются водители на скутерах, виртуальная реальность в этом поможет не сильно.
Тем же, кто ранее получил права, независимо от вида транспортного средства, следует пройти курс безопасности на дорогах. Эти меры должны вводиться наряду с ужесточением законодательства, считает г-жа Чжун.
На Тайване баллы за правонарушения у водителей обнуляются каждые шесть месяцев. Она полагает, что, всё-таки, нужно придерживаться курса таких стран, как Великобритания или Япония, где аналогичные баллы накапливаются в течение трёх лет. Многие согласны, но консенсуса в этом вопросе пока не достигнуто.
Есть ещё категория лиц, для которых требуется специальное образование — это пожилые граждане, которые, вероятнее всего, могут оказаться жертвами ДТП. Количество таких случаев достигло своей пиковой отметки в 2016 году. Так, коэффициент смертности в группе 74 года и старше составил 45’472 человека на 100 тыс. населения. Причём, половина из них — пешеходы. Это значительно выше, чем среди молодежи 16-20 лет. Коэффициент смертности здесь 13’474 на 100 тысяч.
Отчасти такая статистика с пожилыми пешеходами связана с тем, что тайваньские люди преклонного возраста очень часто пренебрегают правилами дорожного движения. Например, переходят дорогу в неположеном месте, да ещё и на повороте, где обзор у водителей весьма затруднён. Или же переходят дорогу рядом с зеброй, но на красный свет.
При этом сами пожилые люди зачастую также являются опасностью и для пешеходов и для других участников дорожного движения. Именно ввиду преклонного возраста увеличивается риск со стороны человека преклонного возраста.
Совсем недавно пожилой тайванец стоял припаркованным у обочины. Напротив него на тротуаре стоял иностранец. Неожиданно пожилой мужчина надавил в пол газ и сбил пешехода. Свой поступок он не смог внятно объяснить кроме как неспособность адекватно действовать на дороге ввиду преклонного возраста.
Существующие программы по дорожной безопасности, разработанные для пожилых граждан, демонстрируют свою неэффективность. По мнению исполнительного секретаря в Министерстве транспорта и коммуникаций г-на Се Минхуна, людям преклонного возраста, возможно, следует одеваться в яркие одежды, выходя на улицу.
Вступят ли подобные инициативы в силу в ближайшие месяцы зависит от статистики, которая покажет, станет ли смертность на дорогах снижаться или же останется на неизменно высоком уровне.