Авиакомпания TransAsia Airways будет распущена
Тайваньская авиакомпания TransAsia Airways (Фусин ханкун), оказавшаяся в сложном финансовом положении, будет распущена, и все полёты будут приостановлены. В понедельник 21 ноября в авиакомпании сообщили о приостановке полётов на один день во вторник, которое затронуло вплоть до 100 000 пассажиров. Решение уйти с рынка авиаперевозок было принято на внеочередном заседании правления авиакомпании утром 22 ноября.
Авиакомпания начала осуществлять полёты 65 лет назад и является третьим по величине авиаперевозчиком Тайваня, обслуживая в основном внутренние направления и международные рейсы в Восточную и Юго-Восточную Азию.
Глава совета директоров TransAsia Airways Винсент Линь (Линь Миншэн) на пресс-конференции назвал решение о ликвидации компании болезненным. Он сказал, что было сделано всё для проведения реформ после происшествий со смертельным исходом на внутренних маршрутах в июле 2014 года и в феврале 2015 года, которые подорвали репутацию TransAsia Airways и привели к снижению показателя заполняемости мест — менее 70 %. Одним из шагов был запуск бюджетной дочерней авиакомпании V Air в декабре 2014 года, но этой компании было сложно оставаться на плаву, и она прекратила деятельность 1 октября этого года в связи с большими убытками.
Деятельность основной компании TransAsia Airways тоже не изменилась к лучшему, и её финансовое положение продолжало ухудшаться. Авиаперевозчик понёс убытки 2,7 млрд НТД в течение первых 10 месяцев 2016 года, а в среднем убытки составляли от 200 до 300 млн НТД в месяц или около 10 млн НТД в день.
Линь добавил, что показатели безопасности полётов авиакомпании улучшились, и коэффициент загрузки начинал восстанавливаться, но рост цен на нефть и более дорогой доллар нанесли ущерб структуре расходов авиакомпании, и без усовершенствованного управления и откорректированных экономических перспектив авиакомпания бы разорилась за период от шести месяцев до года. «Мы пытались искать на Тайване и за рубежом профессиональные учреждения, деловых партнёров и даже новые управленческие команды, чтобы вывести компанию из затруднительного положения. Но, к сожалению, мы не смогли их найти», — сказал Линь.
Линь отметил, что было решено распустить компанию в то время, когда активы авиакомпании по-прежнему превышают её обязательства, поэтому «мы способны обеспечить необходимую защиту интересов пассажиров, сотрудников и деловых партнёров». «Мы надеемся выполнить нашу последнюю обязанность, прежде чем покинем авиационную отрасль Тайваня», — сказал 43-летний председатель правления.
Линь извинился за неудобства, причинённые пассажирам в связи с резкой приостановкой полетов и пообещал помочь с полным возмещением уплаченных средств и пересадкой на рейсы других авиаперевозчиков.
Что касается сотрудников TransAsia Airways, по данным Министерства труда Тайваня в авиакомпании работают 1 795 чел., которые зарегистрированы в национальной программе трудового страхования по состоянию на конец октября. В соответствии с «Законом о трудовых стандартах» авиаперевозчик должен подать в министерство заявление и план с подробным изложением не менее чем за 60 дней до начала мероприятий массового увольнения сотрудников. В министерстве призвали компанию исполнить корпоративную социальную ответственность.
Как сообщил позднее генеральный директор компании Лю Дунмин, авиаперевозчик выплатит сотрудникам выходное пособие и гарантирует защиту прав пассажиров с помощью целевого фонда с капиталом 1,2 млрд НТД (37,59 млн долл. США).
Пресс-секретарь компании Чэнь Ицзе отметил, что стоимость активов TransAsia Airways за вычетом обязательств составляла 5,44 млрд НТД на конец октября, таким образом стоимость чистых активов в расчёте на одну акцию составляет 7,17 НТД. Чэнь также добавил, что 600 млн НТД из целевого фонда будут использованы для выплат выходных пособий работникам, а остальные 600 млн НТД — на компенсации пассажирам.
Однако, когда компания созвала незапланированную встречу с «представителями работников компании» без предварительного уведомления, около 300 членов профсоюза выступили с протестами в штаб-квартире компании в Тайбэе. Профсоюз был образован после объявления решения о роспуске авиакомпании. Выступая от имени нового профсоюза, Пан Миньи охарактеризовал эту встречу как «незаконную и тайную», отметив, что представители профсоюза хотели принять участие, но им было отказано в доступе.
После протеста сотрудников руководство компании решило провести как минимум две встречи с представителями профсоюза, первая из которых была запланирована на утро в среду 23 ноября. Пан сказал, что профсоюз будет бороться за права работников в переговорах с руководством.
В Управлении труда Правительства Тайбэя во вторник вечером подтвердили, что авиакомпания представила план по массовому увольнению персонала. В ведомстве отметили, что авиакомпании необходимо будет проводить переговоры с представителями работников, чтобы определить детали их плана по выплатам выходного пособия, добавив, что Управление труда выступит посредником, если стороны не придут к согласию, и сотрудники TransAsia Airways подадут заявление о содействии в спорных ситуациях.